Постбархатные медиа


 «Исследование общественного мнения» Международного республиканского института (International Republican Institute) о постреволюционных медиа в Армении дает ответы на ряд вопросов.

Оно было проведено 9-29 октября 2018-го года в Ереване и 11 марзах (областях) спустя 6 месяцев после состоявшейся весной Бархатной революции.

Рассмотрим три из многочисленных итогов исследования.

А. По мнению 68% респондентов, с апреля 2018-го года медиа в Армении переживали прогресс, по мнению 3% – регресс;

Б. 24% опрошенных сказали, что армянские медиа работают открыто и транспарентно, 43% — частично открыто и транспарентно, а 23% считают, что медиа в Армении не открытые и не транспарентные;

В. 79% респондентов отметили, что предпочитают для получения политической информации телевидение, 66% – интернет.

Опрос показывает, что телевидение в Армении остается наиболее популярным видом медиа. В то же время интернет как источник информации обретает более важную роль. В исследовании  Европейского банка реконструкции и развития отмечается, что, по данным на декабрь 2016-го года, число людей, рассматривающих телевидение как основной источник информации, с 2010-го года сократилось на 3%, а число тех, кто рассматривает интернет как источник информации, выросло на 16% и достигло 50%. Так что нет ничего удивительного в том, что в апреле-мае  2018-го года телевидение в Армении проигрывало интернету.

После 2002-го года, когда был закрыт телеканал А1+, телевидение стало считаться для действующей власти важным средством массовой информации, которое можно контролировать. Долгие годы власти уделяли больше внимания именно телевидению и рассматривали его как основное средство коммуникации с обществом (или пропаганды). Но в дни Бархатной революции эти расчеты не сработали. Люди предпочли интернет, соцсети и особенно лайвы. Телевидение оказалось неготовым к такой конкуренции.

Одним из последствий весеннего провала армянских телеканалов стали перекройки и парад ротаций собственников. Тут следует напомнить другую часть исследования – проблему транспарентности армянских медиа.

Имена реальных владельцев телекомпаний не всегда известны. В случае, если телевидение зарегистрировано как ООО, можно получить имена владельцев. Но во многих случаях телеканалы регистрируются как ЗАО. Закон позволяет не публиковать имена акционеров Закрытых акционерных обществ. Вот почему в Армении много лет утверждали, что реальным владельцем, скажем, телекомпании «Армения» является имярек (зять третьего президента Сержа Саркисяна Микаел Минасян), но доказательств тому не было.

В последние месяцы появилось сразу несколько информаций о ротации владельцев телеканалов. Особое место среди них заняла новость о прекращении деятельности самого крупного медиа-холдинга Армении – «Панармениан медиа груп». Группа компаний, в числе которых были три телеканала, две радиостанции, информационный сайт, распалась на более мелкие медиа-группировки.

В официальном сообщении говорится, что «в составе акционеров сотрудничающих компаний произошли некоторые изменения». В том же сообщении опубликованы имена новых владельцев. Если раньше имена хозяев телеканалов можно было только угадывать, то сейчас их вполне можно прочитать.

Первыми от «Панармениан медиа груп» отпочковались информационное агентство Tert.am, телекомпания Армньюз, радиостанция Радио 107 FM. Вместе они вошли в новую компанию, которая называется «Карьяк медиа». Об этом в начале января 2019-го года заявили экс-депутаты от РПА Мигран Акопян, Самвел Фарманян, Карен Бекарян и Арман Сагателян. В сообщении они отметили, что «считают медиа неотъемлемой частью своей жизни и избранного пути» и становятся вчетвером владельцами холдинга.  Правда, о финансовой части сделки общественность информации не получила.

Следующим шагом было заявлено, что имеющая самую крупную аудиторию и наиболее популярная в «Панармениан медиа груп» телекомпания «Армения» стала собственностью семьи Артура Джанибекяна – учредителя российской «Комеди клаб продакшн». Теперь уже известно, что 100% акций ТВ «Армения» принадлежит этому бизнесмену, проживающему в России. Джанибекяну принадлежит еще одно СМИ из «Панармениан медиа груп» – «Радио Джан», 100% акций  которого также перешло семье российского бизнесмена. Причем, в сообщении не указывается, у кого и за сколько Джанибекян купил эти акции.

Владельцем 51% акций еще одной телекомпании «Панармениан медиа груп» – «АTV” стал бизнесмен, руководитель вещающей в США телекомпании «Панармениан ТV” Давид Аветисян, а право на 49% акций было передано американской компании Panarm Inc.. И в этом случае детали были сочтены за финансовую тайну.

Как изменится политика телекомпаний «Армения», ATV и Армньюз, которая вошла в состав «Карьяк медиа», будет видно в предстоящие месяцы. Армньюз намерена стать информационным каналом и использовать потенциал пребывающего в том же объединении Tert.am, который является одним из популярных в Армении сайтов.

Еще одно изменение в телекоммуникационном пространстве уже дает о себе знать. Телекомпания «Арарат», которая физически располагалась в офисе прежде правившей Республиканской партии Армении, была продана бизнесмену Армену Тавадяну и выходит сейчас в эфир под брендом «TV5». В прессе появились сведения о том, что новый хозяин «TV5» является одним из приближенных ко второму президенту РА Роберту Кочаряну лиц. За несколько месяцев в эфире «TV5» обрела имидж одного из основных каналов, критикующих правительство Никола Пашиняна.

В телевещательном пространстве произошло еще одно изменение. Аффилировавшийся с  прежним лидером партии «Оринац еркир» («Страна закона») Артуром Багдасаряном канал «H3» трансформировался в motv, пытаясь перевести контент Youtube и Instagram в эфир и привлечь молодежную аудиторию. Пока о смене владельца не сообщалось.

Можно пока констатировать, что владельцем телекомпании «հ2» является подвергшийся уголовному преследованию и находившийся после Бархатной революции под арестом бизнесмен Самвел Майрапетян. «TV5» не скрывает своей оппозиционности. Армньюз является частью холдинга бывших республиканцев. Телекомпания «Еркир медиа» ассоциируется с АРФ «Дашнакцутюн», которая выступает с оппозиционных позиций и не прошла в парламент на последних выборах, ТВ «Кентрон» связывается со второй в парламенте силой, официально провозгласившей себя оппозицией – «Процветающей Арменией». Остальные телеканалы, обладающие политической ориентацией, можно охарактеризовать как нейтральные в отношении правительства Никола Пашиняна.

И тут пора вспомнить положение исследования о том, что после апреля 2018-го  года армянские медиа переживали прогресс. Именно с учетом этого прогресса Никол Пашинян заявил в ходе обсуждения программы правительства в парламенте, что 90%  армянских медиа принадлежат прежним властям. Премьер также неоднократно отмечал, что медиа-пространство в Армении сейчас гораздо свободнее, чем когда-либо.

Удастся ли Николу Пашиняну и дальше выдерживать весомое присутствие его политических противников в медиа-пространстве? Одним из главных вопросов в этом смысле остается Общественное телевидение. Команда, которая работает над информационно-политическими передачами на Общественном телевидении, практически полностью изменилась. Не попытается ли премьер-министр использовать в медиа-войнах общественный медиа-ресурс? Пока он продолжает поддерживать прямую связь с обществом посредством соцсетей. Не случайно он не дает отдельных интервью даже Общественному телевидению и предпочитает лайвы в Фейсбуке. Но очевидно, что поддержку Общественного телевидения и радио его политике премьер не сочтет лишней.

Правящей политической силе в ближайшие годы придется столкнуться с двумя испытаниями в телевизионном пространстве:

А. Законодательные инициативы и четкая политика, направленная на превращение Общественного телевидения и радио в реально общественные;

Б. Конкурсы по лицензированию телекомпаний в 2020-ом году. Нужно будет провести эти конкурсы таким образом, чтобы не было даже поводов говорить о политическом давлении.

Если два этих пункта будут выполнены, то появятся новые поводы для подтверждения тезисов о свободе и беспрецедентно свободных армянских медиа.

Share

Comments are closed.