Бердзорский инцидент был освещен в арцахских масс-медиа одностороннее и в угоду власти

Анаит ДАНИЕЛЯН
Журналист
Степанакерт

В государственном регистре при министерстве юстиции НКР зарегистрировано более 30 газет. Кроме того, в Арцахе функционирует несколько информационных сайтов, радио и Арцахское общественное телевидение, которое, пожалуй, имеет самую большую аудиторию.

Казалось бы, подобное многообразие СМИ должно было обеспечить в маленьком Арцахе плюрализм мнений, но в конце января, а точнее 31 числа, действия в отношении автопробега «100-летие без режима» Учредительного парламента на границе РА и НКР, а также последовавшие за этим события продемонстрировали, что большинство СМИ, мягко говоря, предпочитают выражать мнение власти или, по крайней мере, говорить в угоду власти.

Что было до автопробега

За несколько недель до автопробега в армянских масс-медиа начались, так сказать, подготовительные работы. Стартовали они после того, как Бако Саакян пригласил к себе некоторых членов Учредительного парламента и предупредил о нецелесообразности автопробега в Арцахе, мотивировав это ситуацией на карабахско-азербайджанской границе. Через некоторое время, когда было заявлено о том, что автопробег, все же, состоится 31 января, в масс-медиа начался потоп заявлений и статей, в которых содержались не только предупреждения организаторам автопробега, но и попытки объявить их предателями. Все это перекинулось на соцсети, где делалось все для дискредитации автопробега и его организаторов: каждый так и норовил на своей стене написать пару слов по этому поводу и заявить свое мнение о Жирайре Сефиляне. Кстати, говорили даже те, кто в годы, когда Жирайр Сефилян воевал в Арцахе, еще даже не ходили в школу и вряд ли знают, чем он занимался в то время. Это, конечно, другая тема, но то, что явно проявлялось в СМИ и соцсетях, напоминало зомбированную ситуацию, когда любой, кто бросал грязь в Сефиляна и его сторонников, становился чуть ли не национальным героем. Подобная «героизация» привела к тому, что значительная часть населения Арцаха поверила в явную ложь, которая специально распространялась, чтобы воспрепятствовать проведению автопробега. Уже тогда было ясно, что события будут иметь продолжение.

Что произошло в день автопробега

На месте происшествия, естественно, не обошлось без представителей ряда арцахских СМИ, из коих только корреспонденты Арцахского общественного телевидения подготовили репортаж, по оценкам многих, далекий от реальности, но часть общества, не углубляясь в детали, тем не менее, поверила, что полицию спровоцировали к силовым действиям. Все было представлено именно так, при этом, так и не показали кадров насилия и разбитых машин, провокаций, которые могли бы пополнить картину, продемонстрированную властью с использованием практически всех масс-медиа. Причем, эти же СМИ в день столкновения и на следующий день хранили молчание, словно ничего не случилось. Зато появлялись какие-то материалы, которые не имели ничего общего с происходившим. Так, СМИ молчали, пока полиция не распространила сообщение об инциденте, в котором опять же звучали обвинения в адрес участников автопробега, а не творивших насилие. Арцахские СМИ освещали бердзорские события крайне односторонне и в угоду власти.

С заметкой, осуждавшей насилие, выступила только одна газета, которая задалась вопросом, «готовы ли мы терпимо относиться к тем, кто имеет другое мнение, готовы ли спокойно и мирно обсуждать вопросы?».

Что потом?

А потом случилось самое неожиданное: те же арцахские СМИ стали предоставлять эфир и место чиновникам и деятелям, которые продолжали обвинять в случившемся участников автопробега. В то же время, Учредительный парламент разместил в сети видеоматериал, на котором четко видно, как автопробег встречали вооруженные люди и как вершили насилие полицейские и люди в штатском. Данный видеоматериал придал новый импульс прежним «патриотическим речам», которые стали звучать громче в оправдание своих деяний. И самое удивительное – вице-премьер НКР Артур Агабекян в интервью Арцахскому общественному телевидению не осудил насилие, а всячески подчеркивал, что сделал бы все, чтобы этот материал не оказался в сети. Это, конечно, присуще арцахской власти, которые считают, что чиновникам дозволено все, но журналистам об этом писать не следует, иначе виновными во всем в итоге окажутся сами журналисты.

Все это время вызывал недоумение подход Общественного телевидения Арцаха, финансируемого за счет налогоплательщиков, особенно, позиция редактора новостного отдела Арсена Арустамяна, который в интервью Hraparak.am утверждал, что они не распространяли дезинформацию и в их репортажах нет и упоминания о дезе. Кроме того, редактор отдела новостей вновь обвинил членов Учредительного парламента за распространение видеоматериала. Все это четко демонстрирует, в какую точку бьет телевидение и откуда поступил «заказ».

Кстати, Жирайр Сефилян заявил, что в ходе встречи с президентом НКР Бако Саакян до автопробега тот предложил уведомить об автопробеге в эфире Арцахского общественного телевидения, но не выполнил обещание. Пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян заявил в беседе с корреспондентом телекомпании ГАЛА, что предложение это было выдвинуто Сефиляном. Но гораздо примечательнее данное замечание Бабаяна: «Очевидно, адресат избран неверно. Не президент определяет программу передач Арцахского телевидения и его действия. Это общественное телевидение. Правда, президент предлагает кандидатов в состав Совета, но это только раз в пять лет. А телевидение общественное, и президент или любой другой чиновник не вправе указывать, какие передачи следует снять с эфира и кому дать доступ к эфиру». По его словам, претензии следует адресовать руководству Арцахского телевидения.

Но очевиден также вопрос, который возникает в связи со всем этим. Если все обстоит именно так, то почему не были показаны кадры с Бердзора, почему за все это время не было предоставлено возможности высказаться хотя бы одному из сторонников автопробега в Арцахе (ведь телевидение, черт побери, общественное), почему общественности было преподнесено только мнение власти или угодные власти мнения? И, наконец, вопрос, не имеющий непосредственного отношения к данным событиям – почему в Арцахе вот уже много лет не рождается второй телеканал и почему Арцахское общественное телевидение продолжает пользоваться монополией? Эти вопросы тоже следует направить руководству Арцахского телевидения?

К сожалению, того же стиля работы придерживались и ряд других СМИ, которые предпочли размещать или перепечатывать только лишь мнения тех, кто выступил против организаторов автопробега.

Что изменила реакция из Арцаха?

Резонанс в Арцахе стал предметом дискуссий в интернете, где они были рассмотрены в совершенно ином ракурсе – опять вспомнили чуть было не канувшие в Лету отношения «карабахские – айастанские». С каждым днем эти обсуждения обострялись параллельно звучавшим из уст различных чиновников в Степанакерте обвинениям, а также явно направлявшимся постам в соцсетях, которые сеяли ненависть к Сефиляну и его соратникам и лили воду на «мельницу» возродившегося раскола между двумя частями одного народа.

К счастью, прозвучали и осуждавшие насилие мнения – из уст ряда непарламентских партий, организаций и общественных лидеров, которые широко освещались и в прессе Армении, что в определенной мере снизило напряженность.

А что потом? Как выбраться из этой постыдной ситуации и смягчить и без того обостренную ситуацию? Над этими вопросами стоит подумать не только власти и политикам, но и общественным организациям, и журналистам, творческой интеллигенции. Ведь Арцаху предстоит еще пройти долгий путь демократизации.

 

 

 

 

 

Share

Comments are closed.